Из дневника

Из дневника


О творчестве

  • Один из знаменитых художников при посещении выставок вел себя не совсем обычно. Он отыскивал самую слабую на его взгляд работу, внимательно ее рассматривал и тут же уходил. На вопросы удивленных друзей отвечал: «Как надо работать я знаю, хочу знать, чего мне стоит избегать».
  • Иногда путают рисунок «от себя» с отсебятиной. Забывая при этом, что можно работать с натуры и пороть отсебятину.
  • Количество изрисованной бумаги еще не является показателем трудолюбия.
  • Для того, чтобы укрепить себя в плоскостном восприятии, утвердить антиобъемное рисование, можно рекомендовать срисовывание модели в упор, не пытаясь обойти ее с разных точек зрения и познать всесторонне.
  • Точно так же и в живописи: отсутствие цельного видения достигается списыванием каждого предмета отдельно, вне сравнений с другими.
  • Еще не видя холста, можно по палитре составить суждение о колористическом замысле.
  • Для того, чтобы воспитать схематическое восприятие, достаточно исключить поиски характерного, а также использовать метод Ашбе. Суть этого метода – так называемый «принцип шара» – подмена индивидуальных характеристик крупных форм большим шарообразным объемом.
  • Для того, чтобы погасить чувство объема, следует исключить роль конструкции в рисунке.
  • О Залемане шла молва как о дотошном, блестящем знатоке анатомии. Однако его затушеванные рисунки свидетельствуют об отсутствии пластического, конструктивного понимания формы.
  • Как затормозить развитие художественного воображения? Насколько возможно свести к минимуму занятия композицией. Лучше всего не обременять себя этим вообще.
  • Для того, чтобы создавать безобрАзное или безОбразное искусство, (что одно и то же), достаточно согласиться с тем, что образ – это от лукавого.
  • Темперамент и эпилепсия – не синонимы.
  • Темперамент художника проявляется не в мимике и эффектной жестикуляции, а в замысле и его артистическом воплощении.
  • Радостное чувство от самого процесса работы – прекрасная предпосылка дальнейших успехов.
  • Преодоление – отказ от привычного.
  • Всё, что ожидаемо – это рутина.
  • Всё тривиальное должно оставаться не только за рамками искусства, но и за бортом собственных исканий.
  • Ритм. Сначала надо утвердить ритм больших масс, массивов, и только затем ритмовать компоненты.
  • Не делать работу впрок. Сразу оригинал. Доводить по горячему.
  • Работать без эскизов. Сразу оригинал.
  • Независимо от затраченного времени важно стремиться доводить каждую вещь до весомого состояния. Работа должна получить образно стилевую, пластическую завершенность.
  • Необходимо мысленно представлять свою работу на стене, на выставке.
  • Работу тормозит, сковывает привязанность к предмету.
  • Композиция должна быть неожиданной, алогичной. Наперекор общепринятым решениям.
  • Следить за сохранением плоскости листа – когда ничто не выходит из листа. Необходимо уважительное отношение к плоскости.
  • В одной статье я прочитал, что если бы Пиросмани получил художественное образование, то он бы, мол, превзошел таких мастеров, как Эль Греко и Тициан и сумел бы «оптимально» выразить другое, более сложное и величественное содержание, выражая его в иной, высокой форме классического искусства. Подобное тотальное упование на академическую выучку показалось мне, мягко говоря, странным. Самая лучшая школа та, которая способна вдохнуть в художника огонь творческого беспокойства. Что же до Пиросмани, то после выучки по всем надлежащим правилам вышел бы из него вполне ординарный живописец, который мог бы вполне «оптимально» писать на любую тему, но мир никогда не узнал бы гениального Нико Пиросманишвили, в душе которого клокотали любовь и нежность. И, кстати, он сегодня вполне выдерживает соседство на одной стене и с Эль Греко, и с Тицианом.
  • Кроме способности художественного восприятия натуры нужно еще обладать развитым композиционным вкусом.
  • Художник должен быть не столько изобразителем, сколько композитором, композитором красочной симфонии.
  • Искусство всегда должно быть молодо и неожиданно.

О преподавании

  • Воображение должно быть присуще не только художнику, оно необходимо и педагогу. Одна из гарантий полного атрофирования воображения у ученика – отсутствие художественного воображения у педагога. Аналогично антипластичность успешно прививается педагогом, лишенным чувства пластики.
  • С неменьшим успехом полное непонимание композиции достигается педагогами, отождествляющими композицию исключительно с сюжетом. Путающими понятия «сюжет» и «содержание».
  • Педагогу, не обладающему художественным воображением, противопоказано преподавать композицию.
  • Есть педагоги, главная черта которых – энергия действия и убеждения, у других надо уметь брать. Незнание педагога рождает крайности: апломб или раболепие перед учениками.
  • Отдавая при приеме предпочтение подготовке и часто натасканности, а не одаренности, можно успешно увеличить число посредственных ремесленников. Для того, чтобы быть уверенным в том, что выпуск художественного учебного заведения будет благопристойным, иначе говоря, серым, достаточно при приеме больше внимания уделять натасканности абитуриентов, чем проявлению их одаренности.
  • Что нужно для того, чтобы лишить ученика самостоятельности? Целиком делать за него работы. Наибольший результат достигается, если к таким методам прибегать систематично. Особенно эффективно действует навязывание манеры самого педагога.
  • Нередко ложная амбиция лишает педагога трезвой самооценки. Тогда он следует, как ему кажется, надежному способу, имитирующему показ. Держа в руке карандаш, но не рисуя, говорит о том, что и как надо сделать. Такому «педагогу» очень важно уловить расстояние от карандаша до листа бумаги, чтобы он был предельно близок к листу, но ни в коем случае не коснулся его. Если не умеешь – не прибегай к показу.
  • Апробированный прием, отбивающий интерес к колористическим решениям, – постановка, в которой начисто отсутствует живописная интрига.
  • Педагог, ограничивающий себя исключительно просмотром и обсуждением эскизов и не знающий, как использовать остальное время, отведенное для занятий по композиции, должен рассчитывать на свое красноречие. Большим подспорьем может послужить также умение рассказывать анекдоты.
  • Говорят: надо работать отношениями. Но никакие слова не смогут заменить показа.
  • Затормозить чувство нового вполне под силу педагогу-рутинеру.
  • Если у ученика такая же чистота в голове, как на листе бумаги, его положение хуже губернаторского. Ему следует, не откладывая ученье в долгий ящик, набивать не руки, а голову. Впечатлениями.
  • Один из самых верных способов разуверить ученика в своих способностях – внушать ему перед началом работы, что у него ничего не выйдет.
  • Надежный способ воспитания безвкусицы – настойчиво внедрять в сознание учащихся восторженное отношение к пошлым образцам.
  • Переезжать в новое учебное помещение нужно с новыми идеями, безжалостно расставаясь со всем устаревшим.
  • Администрация художественного учебного заведения, стоящая на страже порядка, девиз которой «как бы чего не вышло», часто достигает своей цели. Причем в прямом смысле – из стен мастерских действительно ничего неординарного не выходит. Эта цель тем успешнее осуществляется, чем быстрее удается уничтожить художественную атмосферу, все, что создает дух искусства.
  • Художник-педагог. Как правило, что-то перевешивает. Плодотворное сочетание возможно, если педагог является подлинным художником, то есть обладает собственным видением и в то же время способен почувствовать индивидуальность ученика».

Наброски

Все галереи